13.07.2020
Роман Щипицын также выпускает суперострые шоколад и масло.
Говоря об очень острых блюдах, мы обычно подразумеваем экзотическую кухню — например, мексиканскую или индийскую. Но и традиционные пермские продукты могут быть непривычно жгучими, если соединить их с острым перцем. Именно этим занимается герой нового выпуска рубрики «Маленький, но гордый бизнес» Роман Щипицын. Он производит острые соусы на основе прикамских ягод, после которых люди в прямом смысле плачут от счастья.
Выпускать соусы специалист сферы IT начал, намучившись с поисками в пермских магазинах.
— О собственном производстве я задумался года полтора назад, — рассказывает Роман. — Ходил-бродил по магазинам в поисках интересных острых соусов, но ничего кроме табаско не нашел. Заказал в интернете — съел. Снова заказал — снова съел. Решил, что раз нет предложения, но есть спрос (хотя бы в виде меня), можно попробовать самому этим заняться. Заказал семена суперострых сортов перца — «каролина рипер», «тринидад скорпион» — и стал выращивать дома, в обычных горшках.
Остроту перца измеряют по шкале Сковилла. Чем выше концентрация капсаицина (он придает жгучесть), тем более «огненным» кажется перец на вкус. К примеру, острота соуса табаско — около 5 тысяч единиц, перца халапеньо — от 2,5 до 8 тысяч. А у перца сорта «каролина рипер» этот показатель достигает от 1,5 до 2,2 миллиона — как минимум в 300 раз острее табаско!
Собрав первый урожай, пермяк стал придумывать разные соусы. Понадобилось специальное оборудование — на его покупку ушло около 70 тысяч рублей. Рецепты сложились не сразу. Первые соусы не устраивали Романа по вкусу, поэтому он постоянно экспериментировал — добавлял одни ингредиенты, убирал другие.
— Намешал, попробовал, не понравилось — вылил, — вспоминает предприниматель. — Второй раз намешал, попробовал, снова не понравилось — вылил. В общей сложности одних только ягодных соусов литров двадцать испортил. Но в итоге всё получилось, я записал рецепты и стал по ним работать.
Когда идея производства только появилась, Роман хотел делать соусы для себя и друзей. Потом решился предложить их другим любителям острой еды — и весной прошлого года выпустил на продажу пробную партию. Лаконичное название «Остро» и вариант латиницей Ostro club придумали вместе с дизайнером, который разрабатывал оформление. Все соусы быстро раскупили, поэтому вслед за первой партией вышла вторая, потом третья…
— В основной линейке — пять видов соуса, — комментирует Роман. — Один из них, «Каролина мэш», делаю на основе пюре из самого острого на сегодня перца «каролина рипер». Очень остро, но мне нравится. Не только продаю, но и сам ем, друзей угощаю. Один долго отказывался, потом попробовал — и теперь постоянный клиент, всё острее и острее соусы нужны.
Есть особая линейка — ягодные соусы «Остро. Урал». Помимо перцев в их состав входят ягоды, растущие на севере Пермского края, — брусника, голубика и морошка. А сейчас Роман Щипицын разрабатывает три острых соуса барбекю для ресторана Smoky Dog: томатный, на горчичной основе и на смеси острого и болгарского перцев.
Кроме того, под маркой «Остро» пермяк выпускает орешки и оливковое масло (конечно, очень-очень острые). А также острую соль. Купить всё это в Перми можно в кафе «Фобошная и Покешная», баре Panopticum и ресторане Smoky Dog. Уточнить, что есть в наличии, — на странице Ostro club в Instagram. Некоторых соусов пока может не быть из-за отсутствия перцев определенного сорта — с поставками из-за рубежа сейчас всё очень плохо.
— Свои перцы еще не выросли, поспеют в августе-сентябре, а с логистикой из-за пандемии коронавируса всё сложно, — делится Роман. — Раньше выручала Италия — там можно было заказать у знакомого, который держит большие теплицы. Сегодня это недоступно. Надеюсь на июльский урожай поставщика из Твери — у него теплицы, где выращивает острый перец.
У соусов «Остро» есть поклонники не только в Прикамье: заказы приходят из других городов и стран. Пару недель назад, к примеру, предприниматель отправил уже третью партию в Минск. Любители острой кухни находят пермского производителя соусов через Instagram и специализированный чат в Telegram. А кто-то узнал о них благодаря обзору на сайте ChiliBros.co, где ведущие как об особой экзотике говорили о подаче с прикамскими шаньгами, делая ударение на втором слоге этого слова.
Познакомиться с соусами «Остро» этим летом пермяки смогут на фестивале еды «ГастролиФест» — он запланирован на август, и о переносе пока не говорят. На двух предыдущих фестивалях Ostro club совместно со Smoky Dog проводили соревнования «Чили контест» по поеданию острых куриных крыльев.
— Соусы давали по нарастающей — от легкого до почти экстракта, который есть невозможно, — рассказывает Роман Щипицын. — Всем вроде бы понравилось. Люди плакали от остроты, но ели.
Объемы производства небольшие — каждый месяц продается по 10–15 бутылок каждого вида соуса. Но расширяться и нанимать помощников предприниматель пока не планирует, совмещая бизнес с другой работой. Зато постоянно придумывает что-то новое. В ближайшем будущем в ассортименте появится джерки — вяленое мясо, которое предварительно маринуют в остром перце. Уже можно купить острый шоколад от Ostro club. Сейчас идут эксперименты по созданию новой линейки соусов совместно с «Фобошной» — из экзотических фруктов и перцев. Кроме того, Роман привозит острые соусы из США и Европы, а также от других российских производителей — говорит, что у пермяков должен быть выбор.
— Когда съедаешь что-то острое, настроение улучшается, — поясняет он. — Мозг, реагируя на капсаицин, выбрасывает в кровь эндорфины — так называемые гормоны счастья. Это научно доказанный факт, не какие-то слухи. Поэтому мне хочется, чтобы как можно больше людей полюбили острое.